Городов Станислав (stgor) wrote,
Городов Станислав
stgor

Category:

Загадка Адажио Альбинони


В истории музыки заимствований всегда было есть и будет предостаточно. Одни без задней мысли цитируют чужие произведения, отдавая тем самым дань любимым авторам. Другие делают это украдкой, утверждая, что авторство принадлежит исключительно им, а всё остальное лишь домыслы армий завистников. Как это ни странно, но случались в истории музыки и абсолютно случайные заимствования, когда автор не смог отличить шепот собственной музы от затерявшихся в дебрях памяти чужих мелодий.

Современная история с завидной периодичностью пестрит газетными заголовками о том или ином судебном деле, связанным с защитой авторских прав.

Есть у меня один друг, он как поётся в известной песне, стоит двух… Так вот он в свое время играл в одной группе на бас-гитаре. Их процесс совместного сочинительства со временем стал сводиться исключительно к разоблачению друг друга в актах плагиата. Любая сочинённая кем-то из музыкантов аккордовая сетка или мелодическая линия, тотчас объявлялась ворованной, и процесс из ранга созидания, переходил в ступор споров, криков, тем самым срывая репетиции одну за другой. В итоге было договорено не обвинять друг друга в воровстве, каким бы явным оно не казалось.

Всякое бывает, господа. Однако случай, о котором я вам сегодня расскажу, вне всяких сомнений беспрецедентный, ибо идёт в разрез с естеством человеческим.

 

Жил в Венеции на рубеже XVII-го и XVIII-го веков композитор по имени Томазо Джованни Альбинони, на счету которого не много не мало, более 50-ти опер и огромное количество инструментальной музыки. Известно, что им довольно сильно увлёкся Бах, и даже в свойственной ему, Баху манере, позаимствовал парочку мотивов для написаний собственных произведений. Нет нет, вы не подумайте, Бах был настоящим джентльменом, и в большинстве случаев, указывал оригинальное авторство. К тому же, между нами девочками, при всей гениальности Альбинони, кто он по сравнению с Иоганном нашим Себастьяном?..

Нужно отметить, что вообще о жизни Альбинони нам известно крайне мало. Так, несколько голых фактов и только.

С Альбинони, а точнее с его наследием, судьба злодейка сыграла  коварную шутку, уничтожив его значительную часть во время Второй мировой войны. Большинство рукописей хранилось в архивах Саксонской земельной библиотеки, которая и была разбомблена авиацией союзных сил в марте 1945-го.  Именно по этой причине о творчестве Альбинони после 1720г. нам мало что известно.

Но не будем о грустном, и перенесёмся из далёкого прошлого, в прошлое не столь запамятное. В XX веке жил на всё той же земле итальянской,  музыковед, профессор истории музыки университета Флоренции, критик и радиоведущий по имени Ремо Джадзотто. Был он среди прочего, биографом разных итальянских композиторов эпохи барокко, таких как Ферруччо Бузони, Джованни Баттиста Виотти, Алессандро Страделлы, Антонио Вивальди, и конечно же нашего старого знакомого, Томазо Джованни Альбинони. Именно он и опубликовал в 1958-м году знаменитое «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, более известное как «Адажио Альбинони»».

По утверждению самого Джадзотто, на развалинах печально известной Саксонской земельной библиотеки, им было обнаружен фрагмент ранее не опубликованного произведения Альбинони, состоявший из басовой партии и двух фрагментов партии скрипки, общей продолжительностью в шесть тактов, которые он реконструировал, или другими словами – довёл до ума. Однако, в последствии выяснилось, что пьеса, с точки зрения критики, стилистически отличается от произведений эпохи барокко вообще и Альбинони в частности. После смерти самого Ремо Джадзотто, в 1998, известный музыковед и музыкальный педагог, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с Фолькером Шютцем опубликовал в журнале «Praxis des Musikunterrichts» обзор проблемы авторства Адажио, включающий фрагменты писем из Саксонской земельной библиотеки, в которых утверждается, что такой музыкальный фрагмент из наследия Альбинони в собрании библиотеки отсутствует и никогда в нём обнаружен не был. Другими словами, авторство данного опуса, целиком и полностью принадлежит самому Джадзотто, а Альбинони к нему причастен едва-ли. Поныне не до конца понятен мотив Джазотто, который, по всей видимости, приписал авторство своего произведения Альбинони, при этом отказавшись от положенных ему славы и почестей.

Вот такая вот история, с огромным количеством неизвестных. А музыка… она Божественна. Чувствуется в ней что-то не от мира сего. И даже не важно, чьё имя стоит на титульной странице её партитуры, ибо при прослушивании создаётся весьма отчётливое впечатление, что столь совершенное произведение, не может принадлежать перу простого смертного. 
 


Tags: критика, личности, музыка
Subscribe

  • С Днём рождения, Л.

    Есть ли у вас в жизни поступки, за которые вам стыдно? Так, чтоб самому себе вы были противны. Чтобы плюнуть в душу человеку, который был бы вам…

  • Не жалею ли я, что переехал в Израиль.

    Трагикомический опус, созданный на коленках, за чашкой чая, и в поисках смысла существования. Намедни, говорил с мамой по телефону. Я, как…

  • Прямая линия с Путиным

    Путин возобновил «прямые» линии с народом. За прошедшие пару лет, он от данного формата порядком отдохнул, набрался сил, и в текущем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments